Самый простой и в тоже время емкий ответ на вопрос — что такое электрический двигатель? Звучит следующим образом: устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую (вращательную). В настоящее время принято делить электрические двигатели на три основные класса:
1) асинхронные электродвигатели (АД);
2) синхронные двигатели (СД);
3) двигатели постоянного тока (ДПТ);
Асинхронные электродвигатели получили наибольшее распространение в промышленности, сельском хозяйстве и в других отраслях, т.к. они обладают низкой ценой, приемлемыми рабочими характеристиками, надежны и не требуют дополнительного обслуживания.
Асинхронные электродвигатели состоят из двух основных частей разделенных между собой воздушным зазором:
1) неподвижная — статор;
2) и вращающаяся — ротор.
Сердечник статор набирается из листов электротехнической стали и плотно запрессовывается в станину электродвигателя. В свою очередь на внутренней стороне сердечника статора проделываются сплошные пазы, в которые специальным образом укладываются, как правило, медные обмотки круглого или прямоугольного сечения. Таких обмоток в асинхронном электродвигателе три и называются они фазами, начала и концы которых выводятся в клеммную коробку, расположенную на корпусе электродвигателя.
Роторы в асинхронных электродвигателях бывают двух типов:
1) короткозамкнутый ротор (АД с КЗ ротором);
2) фазный ротор (АД с фазным ротором).
Роторы обоих типов состоят из сердечника, жестко закрепленного на валу электродвигателя. Как и в статоре, сердечник ротора для компенсации вихревых токов набирается из тонких листов электротехнической стали. На внешней стороне ротора тоже проделываются пазы, в которые укладывается роторная обмотка.
В пазы сердечника короткозамкнутого ротора укладываются стержни, соединенные с торцов торцевыми кольцами. Такой тип соединения обмоток напоминает беличье колесо, а ротор такого типа по аналогии принято называть “беличьей клеткой”.
Обмотка фазного ротора намного сложнее и состоит, как и обмотка статора, из трех фаз. А для обеспечения электрического контакта обмоток ротора с внешней цепью, на его валу располагается система из специальных колец и щеток. Асинхронные электродвигатели с фазным ротором получили меньшее распространение по сравнению с электродвигателями с короткозамкнутым ротором в силу их сложности.
С обоих боков статор прикрыт щитами, с смонтированными в центре них подшипниками, на которых ротор подвешивается внутри статора и может свободно вращаться.